Воскресенье, 02.02.2025, 01:56
Приветствую Вас Гость | RSS

4 а класс школы №1 с валеологическим направлением г.Можги

Форма входа
Альбомы
Музыка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мотивация к чтению


ОСНОВНАЯ МОТИВАЦИЯ К ЧТЕНИЮ – внутренняя, осознанная потребность.

 

1.  УЗНАВАНИЕ  СЕБЯ В ГЕРОЯХ КНИГ


Как показывает опыт, «заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого –  в себе. 
Огромное значение в процессе чтения отводится взрослым: родителям, учителям, - которые помогают ребенку соотнести читаемый текст с его жизненным опытом, чтобы воспитать в нем «живую душу». 
Например, дети слушают знакомую русскую народную сказку «По-щучьему велению». Голос взрослого вытягивает ленивое «Неохота», «А я не хочу», рисуя образ увальня, которого можно сдвинуть с места, лишь пообещав ему сладких пряников и изюму. С каждым «неохота» детям становится все смешней. Почему? Да потому что задача взрослого помочь ребенку услышать голос автора, который смеется над ленью главного героя сказки. И, слушая,  дети выражают смехом свое отношение к Емеле-дурачку. Однако не менее важно, чтобы слушатели не столько посмеялись, сколько задумались и о героях сказки и о самих себе.


2. ТВОРЧЕСТВО


Есть и другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации чтения у ребенка, -  творчество, которое, как известно, всегда сопровождается радостным подъемом чувств. Говоря о творчестве, мы имеем в виду не только создание творческого продукта на базе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы. Какие словесные образы возникнут у вас, когда вы прочтете только одну строчку – название рассказа К.Паустовского «День как будто дремал»?


3. ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ


Личностную мотивацию чтения способна вызвать и сама книга, если она своим названием, внешним видом, иллюстрациями привлечет к себе внимание ребенка, вызовет желание познакомиться с ее содержанием. Этот стимул особенно важен для дошкольников. Неслучайно, вспоминая свое детское чтение, многие взрослые отмечают, какое большое впечатление осталось у них от внешнего вида своих первых книг. Они помнят переплет книги, ее формат, цвет, шрифт, картинки, даже запах. Не забывают об этом рассказать и современные дети, кому посчастливилось держать в руках великолепное издание. Вот что рассказала одна из моих учениц: «Когда мне было семь лет, на день рождения я получила в подарок книгу. Я начала ее рассматривать. На обложке было написано «Снежная королева». Огромные буквы блестели, как настоящее золото. Тут же нарисован хрустальный замок. Открыла обложку, а там кони бегут, только искры сверкают. Сзади карета. В карете в белом платье сидит Снежная королева. Я удивилась: «Откуда художник взял такие красивые краски?». Открыла саму сказку. Первая буква так разрисована, что нельзя оторваться. Много еще в книге таких букв, и каждая разрисована по-своему. Я так зачиталась, что не заметила, как наступил вечер…»

 

4. СОПЕРЕЖИВАНИЕ


Самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является испытанное им  эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания  героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память, – полностью захватывая и увлекая человека. Катарсис (эмоциональное потрясение) возникает тогда, когда у ребенка появляется чувство личной сопричастности к тому, что происходит в произведении.
Важно заметить, что катарсис не несет в себе принудительного характера. Его нельзя искусственно создать. Ребенку открывается истина, а вместе с ней и новая шкала ценностей. Эмоциональное потрясение оставляет в душе ребенка глубокий след и желание вновь и вновь испытывать данное чувство. Так чтение входит в жизнь ребенка и становится для него внутренней необходимостью.

 

5. РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У РЕБЕНКА


Чтобы испытать наслаждение чтением, в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать  ее – задача родителя, учителя, библиотекаря. Давая книгу ребенку, взрослый,  ратующий за полноценное чтение, прибавляет к книге и свои добрые слова о ней. Важность личностного общения с детьми на материале чтения, не регламентированного никакими алгоритмами, трудно переоценить. ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ -  главный стимул вырабатывания у ребенка любви к книге. Слово взрослого о книге и личном отношении к ней, слово, обращенное непосредственно к юному читателю, – вот в чем больше всего нуждается современный ребенок. Опыт личностного чтения взрослого, переданный детям,  – фактор более мощный, чем какой-либо другой, так как способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию  чтения. 

 

6. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ЧТЕНИЯ


Индикатором радости чтения может служить следующий игровой прием «Продолжи предложение». Предпосылкой к игре может служиь рассказ о героине повести американского писателя Портера «Полианна» - рассказ о девочке, играющей в радость. Во всем, чем живет человек, Полианна умела увидеть радостную сторону. Этой игрой она увлекла весь городок, в котором жила. Радость стала мировосприятием ее жителей. И чем труднее было находить радость, тем было интереснее. А теперь задание: «Продолжи предложение: «Радуюсь, когда беру в руки книгу, потому что…»  


Привыкший к чтению ребенок видит в нем обычно лишь прикладное значение. А если представить чтение в качестве чудодейственной силы? Ведь интерес, как известно, любит новизну впечатлений. Что же чудесного, выдающегося, поразительного содержится в чтении? Назовем несколько удивительных свойств, помогающих читающему ребенку:


-  видеть невидимое,  из обычных слов рождать уникальные образы и картины; 
- с помощью воображения оживлять персонажи, делать их своими собеседниками и друзьями; 
- «переселяться» из мира внешнего в мир внутренний, субъективный, скрытый; 
- перевоплощаться мысленно в другое лицо и его глазами посмотреть на мир;
- познавая литературных героев, познать самого себя, становясь при этом «выше себя»;
- испытать неиспытанное; в одной жизни пережить сотни других жизней, чужой опыт превратить в собственный, переболев радостями и горестями вымышленных героев как живых людей;
-  с помощью чтения снимать физическую и душевную боль;
- генерировать собственные мысли, отталкиваясь от мыслей авторов и их персонажей. 

 

МОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА К  ЧТЕНИЮ – ЭТО ЗНАЧИТ ПРОДВИГАТЬ ИДЕЮ ЧТЕНИЯ В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕГО СТАТУС, УБЕЖДАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ЛИЧНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧТЕНИЯ, УДИВЛЯТЬ УНИКАЛЬНОСТЬЮ ЭТОГО ПРОЦЕССА, «ЗАРАЖАТЬ» ИНТЕРЕСОМ.   ВЕДЬ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕСЧЕТНЫЕ МИРЫ, ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ  ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ.



 

Категория: Мои статьи | Добавил: Юлия (02.02.2014)
Просмотров: 1976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025